Использование многоцветных изображений большого формата для украшения интерьера – хорошо знакомый и привычный способ оформления помещения.
Главным материалом, использовавшимся ранее для отделки интерьеров и изготовления мебели, была древесина – никакой реальной альтернативы не существовало. Все изменилось в девятнадцатом веке, когда бурное развитие химии и химического производства привело к появлению дешевого, удобного и вполне приемлемого заменителя – пластмассы. На какое-то время успехи науки и техники даже оттеснили древесину на периферию моды и стиля.
Но натуральные материалы вне времени и преходящих направлений дизайна, поэтому через полвека древесина вернула утраченные на время позиции. Экологические мотивы и тема охраны окружающей среды, прочно вошедшие в массовую культуру, определили позитивное отношение к дереву в интерьере среди современных потребителей. А возникшая сравнительно недавно мода на бытовую классику укрепила новую популярность дерева в доме.
При этом возрожденная мода традиционно сочетается с новейшими технологиями обработки и современными подходами в дизайне интерьеров. Дальнейшее развитие прикладной науки и техники сделало доступными для массового использования новые способы работы с натуральными материалами. Одна из таких технологий – УФ-печать на дереве, которая позволяет превращать обычные деревянные изделия в яркие и уникальные предметы быта и интерьера.
Технический аспект
Другое название ультрафиолетовой печати (УФ) – лазерная. Принцип ее действия аналогичен работе обычных офисных лазерных принтеров, тем более что бумага – продукт промышленной обработки целлюлозы, то есть древесной клетчатки. Промышленный принтер, предназначенный для работы с данным материалом, наносит на доску мельчайшие капли краски, а лазерное устройство нагревает поверхность основы, спекая краску с ее структурой.
- Такая технология позволяет добиться высокой стойкости нанесенного изображения. Частицы краски не остаются на поверхности доски отдельным от нее слоем, а проникают в верхнюю часть основы. Поэтому изображение практически не выцветает и не выгорает. Кроме того, его можно мыть с использованием чистящих средств – для этого готовое изделие покрывается лаком, создающим дополнительную защиту.
- В качестве основы можно использовать плоские предметы, изготовленные из цельного массива древесины, а также фанеры, шпона и других разновидностей, имеющих гладкую поверхность и естественную природную структуру. Печать на древесных плитах – по сути, спрессованной в клеевом растворе стружке – принципиально возможна, но качество ее может быть гораздо ниже из-за неоднородной, фрагментированной структуры.
Современные технологии позволяют нанести на деревянную поверхность яркое изображение, с качественной передачей оттенков и точным воспроизведением деталей и мелких элементов. Основа для нанесения принта предварительно очищается от жировых и других загрязнений, также может быть обработана наждачной бумагой для удаления мелких дефектов. Для подачи в принтер основа должна быть сухой, чистой и иметь ровную поверхность без сколов и трещин.
Художественный аспект
УФ-печать на дереве позволяет наносить красочные принты на мебель, например, спинку стула, столешницу, дверцы шкафов, полки. Еще один распространенный вариант – создание картин и коллажей на досках, которые затем вешаются на стену, в рамках или без них. Замечательная дизайнерская идея – использовать эту технологию для реставрации старинных предметов мебели. Массивные шкафы и буфеты ручной работы обычно только выглядят непрезентабельно, а на деле, сработанные на века, могут прослужить после минимальной починки еще не одному поколению.
Для нанесения на деревянную поверхность используются самые разные изображения: цветные, черно-белые или выдержанные в сепии фотографии из семейных альбомов, различные портреты, натуралистичные или стилизованные пейзажи, коллажи и натюрморты, тематические принты, подчеркивающие функциональное назначение мебели (например, посуда и утварь на кухонных шкафах и обеденных гарнитурах).