Использование многоцветных изображений большого формата для украшения интерьера – хорошо знакомый и привычный способ оформления помещения.
Первые упоминания об использовании в сублимационной печати термоусадочной пленки для этикеточного производства относится ко второй половине 70-х годов прошлого столетия, однако еще десять лет назад об этой технологии мало кто слышал, еще меньше было тех, кто ею пользовался. Изменение такой ситуации началось с желания производителей парфюмерной продукции, напитков и других потребительских товаров, упаковывать их в бутылки и фляжки, которые будут, не только красиво оформлены, но и повысится защита от их вскрытия. Расширение использования термоусадочных этикеток также было обусловлено развитием флексографии, то есть усовершенствования формных материалов из фотополимеров, красящих веществ и оборудования. Таким образом, если ранее печать на пленках термоусадочного типа происходила, как правило, с применением глубокого способа, который экономически выгодно использовать для печати больших тиражей, то на сегодняшний день, качественная печать небольших тиражей происходит с использованием флексографских машин.
В процессе производства термоусадочных этикеток чаще всего используется пленка из поливинилхлоридного материала (ПВХ), полиэтилен терефталат гликоля, также применяется ориентированный полистирен (ОПС). Наибольшее распространение получил ПВХ, его доля на рынке типографских услуг составляет более 70%, однако совершенствование экологических требований приводит к постепенному сокращению объемов его применения.
При печати на пленках термоусадочного типа необходимо помнить о таких особенностях, как: низкая энергия поверхности у необработанной пленки, пластичность, невысокая стойкость к теплу, ее диэлектрические свойства.
Основная же технологическая особенность заключается в обратном порядке нанесения красок. Следует помнить, что в тех случаях, когда печать термоусадочных этикеток выполняется с использованием рукавной пленки, тогда полученное изображение называется прямым и порядок нанесения красящих веществ обычный. Однако, как правило, изображения печатаются на однослойной пленке, после чего производится ее склеивание таким образом, чтобы запечатанная часть оказалась внутри рукава. В таких случаях изображение должно иметь зеркальный вид, а краски наносятся в обратном порядке. Эта особенность должна учитываться не только на стадии до печати, но и в процессе планирования работ на плоттере, это поможет минимизировать временные затраты на смену красок в красочном аппарате, сократит время на подготовку чистых анилоксов, формных цилиндров и т.д. В тех, случаях, когда в процессе печати на пленке происходит обратно наложение красок, то последним слоем происходит нанесение кроющих белил, которые должны закрыть изображение, все это приводит к невозможности контроля над качеством изображения с запечатанной стороны пленочного полотна.